Выставка «Графика Владимира Стерлигова и Татьяны Глебовой. Алматинский период (1942-1945)»

Пресс-релиз выставки

9 октября 2019 в 16 час. в Государственном музее искусств им. А. Кастеева открывается выставка «Графика Владимира Стерлигова и Татьяны Глебовой. Алматинский период (1942-1945) (из частной коллекции)», организованная АНО «Диалог культур» (СПб) при поддержке Картинной галереи «Жаухар» (Алматы).

На выставке представлены уникальные графические работы (акварели, карандашные рисунки, тушь, перо), созданные В.В. Стерлиговым и Т.Н. Глебовой в Алма-Ате в годы войны.

Алма-Ата занимает особое место в биографии этих двух выдающихся художников. Владимир Стерлигов прибыл сюда в июне 1942 года, долечиваться в госпитале после сильнейшей контузии, полученной на фронте. Татьяна Глебова была эвакуирована тем же летом из блокадного Ленинграда, где ей пришлось пережить смерть отца, затем своего учителя П. Н. Филонова, а потом и матери. Именно в Алма-Ате состоялась встреча Стерлигова и Глебовой, определившая их совместное будущее на много лет вперед. В городе, расположенном в живописных предгорьях Заилийского Алатау, они обрели надежду и возможность изменить судьбу после столь тяжких испытаний.

Здесь им удалось восстановить свои силы и активно включиться в художественную жизнь: Владимир Стерлигов, после вынужденного перерыва, вновь занялся рисунком и живописью, стал преподавать историю ИЗО и перспективу в театрально-художественном училище. Татьяна Глебова начала работать художником по костюмам на киностудии, стала постоянно участвовать в отчетных выставках художников этой студии. Как члены Союза Советских художников, с июня 1942 по ноябрь 1945 они состояли на учете в ССХ Казахской ССР. В сентябре 1944 года Стерлигов и Глебова показывают совместную выставку в ССХК «Месяц на этюдах».

Вернувшись в Ленинград в ноябре 1945 года, Стерлигов и Глебова продолжали поддерживать отношения с оставшимися жить в Алма-Ате Р.В. Великановой, П.Я. Зальцманом, а также с Н.И. Харджиевым, Д.И. Митрохиным, М.М. Аксельродом и с многими другими из тех, с кем их сблизила Алма-Ата. В своих письмах друзьям они часто вспоминали об Алма-Ате как о «райском месте», где им было «тихо и уютно» рисовать. Писали о том, как им «не хватает солнца и свежего воздуха, и деревьев, и гор, и степи», изобилия цветов. Очень радовались они посылкам с алматинскими яблоками, запах которых заполнял их «берлогу», сообщали, что едят эти чудные яблоки, «священнодействуя»… По словам Стерлигова, Алма-Ата для них так и осталась «кусочком жизни, прожитом в раю».

Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973) - один из выдающихся петербургских художников XX столетия, внесший неоценимый вклад в российское искусство. Он начинал как ученик Казимира Малевича, изучал под его руководством принципы кубизма и супрематизма. Позднее, в 60-х годах XX века он разработал свой собственный метод в изобразительном искусстве - так называемую «чашно-купольную систему». Его талант проявился в жанрах живописи, станковой и книжной графики. Владимир Васильевич обладал редким даром профессионального и духовного наставника. Вокруг него сформировался круг учеников и последователей - "школа Стерлигова". Эта школа, объединяющая многих талантливых и признанных ныне художников, существует по сей день, продолжая черпать вдохновение в оригинальном методе своего учителя.

Татьяна Николаевна Глебова (1900-1985) – ученица Павла Филонова, сохранившая и продолжившая в своем творчестве традиции классического русского авангарда. С 1926 по1932 год была членом группы «Мастера аналитического искусства» (МАИ). С 1927 года работала как книжный иллюстратор в журналах «Чиж» и «Eж». В 1941-1942 годах Т. Н. Глебова жила в блокадном Ленинграде и продолжала заниматься творчеством. Ею была создана серия работ «Блокадный Ленинград», ставшая достоверным историческим свидетельством стойкости жителей осажденного города. С 1960-х годов работала вместе с В. В. Стерлиговым над разработкой новой пластической теории чашно-купольного пространства. После смерти В. В. Стерлигова, развивая идеи мастера в своем творчестве и продолжая занятия с его учениками, Т. Н. Глебова выработала свои собственные принципы живописи: многовзорие, летающие формы, духовный цвет.

Макбал Мусина, арт-директор АНО «Диалог культур»